Фильмография:
1954 «Богатырь» идет в Марто
1954 Тревожная молодость
1955 Доброе утро
1955 Первый эшелон
1956 Поэт
1956 Сорок первый
1957 К Черному морю
1957 Неповторимая весна
1958 Отцы и дети
1958 Очередной рейс
1959 Человек меняет кожу
1960 Человек с будущим
1961 Мир входящему
1962 Армагеддон
1962 Цепная реакция
1963 Вызываем огонь на себя
1966 Авдотья Павловна
1966 По тонкому льду
1968 Люди как реки...
1969 Каждый вечер в одиннадцать
|
ИЗВИЦКАЯ
Изольда Васильевна
21.06.1932, Дзержинск – 01.03.1971 Москва
В Москву
Изольда Извицкая родилась в Горьковской области в небольшом городке химиков
Дзержинске. Ее родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал
химиком, мать была педагогом.
Летом 1950 года Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать
документы во ВГИК. Когда ее родители узнали об этом, они поступили разумно: не
стали устраивать скандала и позволили ей попытать счастья в столице. Видимо, в
душе надеялись на то, что у дочери ничего не получится, и она благополучно вернется
в родительский дом. Однако вскоре из Москвы пришло сообщение: Изольда принята
во ВГИК с первой попытки.
Дебют в кино
В кино Изольда Извицкая начала сниматься, еще учась во ВГИКе, в мастерской
Б.Бибикова и О.Пыжовой. Правда, первоначально это были исключительно эпизоды.
Ее первые фильмы: приключенческая лента «Богатырь» идет в Марто», оптимистическая
драма «Тревожная молодость», мелодрама «Первый эшелон». Ничего особенного в этих
картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съемках прибавляло
уверенности совсем еще неопытной актрисе.
На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером , который вскоре стал ее мужем.
«Сорок первый»
В 1955 году Изольда Извицкая окончила ВГИК. В то же время режиссер Григорий
Чухрай задумал снять фильм «Сорок первый» по одноименной повести Б.Лавренева.
Первоначально на главные роли – Марютки и Говорухи-Отрока – были найдены начинающие
актеры: Екатерина Савинова и Юрий Яковлев. Однако по разным причинам ни один из
этих актеров в картину так и не попал.
И тогда на съемочной площадке появился уже популярный Олег Стриженов и никому
не известная выпускница ВГИКа Изольда Извицкая. Правда, с ее утверждением на роль
не все было гладко. Худсовет «Мосфильма» выступил против ее кандидатуры, так как
считал, что не удастся грациозной и красивой Извицкой сыграть диковатую и резкую
Марютку. Однако Чухрай считал иначе, и его позиция была непреклонна. В конце концов,
худсовет удалось уломать, и съемки картины начались. Кстати, одну из эпизодических
ролей сыграл муж Извицкой Эдуард Бредун.
По сценарию главная героиня влюблялась в классового врага белогвардейского
поручика. Это могло стать непреодолимым препятствием для выхода картины. Высокие
начальники не могли простить молодому режиссеру его смелость и даже хотели привлечь
его к суду, придумав для этого повод – почему на съемки потрачено столько много
денег? Хотя все прекрасно знали, что съемки проводились в пустыне, в тяжелых погодных
условиях, которые довольно часто сводили на нет работу группы. К счастью, Чухраю
удалось все убедительно доказать.
Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Ей удалось передать удивительную
цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства к белому
офицеру и весь трагизм развязки.
Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями.
Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал
бурю восторга. Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской
делегации скептически. В одной из газет даже писали, что в Канны прибыла делегация
из Москвы, в которой присутствует «актриса с ногами степного кавалериста» (имелась
в виду Извицкая). Это была откровенная ложь, так как внешность Извицкой могла
поспорить с любой голливудской кинозвездой. Однако актриса восприняла этот выпад
очень серьезно и едва не впала в депрессию. Спасибо членам делегации, среди которых
были Чухрай и Стриженов, которые смогли найти нужные слова и успокоить ее.
Фильм был высоко оценен на фестивале. Жюри присудило ему специальный приз «За
поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Извицкой.
Она попала в центр всеобщего внимания. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и
«Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось
кафе «Изольда».
На волне успеха
На родине 25-летнюю звезду тоже не оставили без внимания: ее сделали членом
Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило,
что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по
миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву,
Буэнос-Айрес и другие города.
Казалось, талантливую актрису ждет большое будущее. Ее стали часто приглашать
сниматься (в основном на роли современниц). Это были роли в ходульных советских
комедиях и производственных драмах. Удовлетворения актрисе они не приносили. Во
второй половине 50-х вышли мелодрама «Неповторимая весна», киноповесть «Очередной
рейс», драма «Поэт», комедия «К Черному морю». Однако ни один из этих фильмов
не шел в сравнение с «Сорок первым», где Извицкая сумела раскрыть многие грани
своего таланта. Во всех фильмах Извицкая хотя играла и главные, но совершенно
похожие роли, которые без особого труда могла сыграть любая начинающая актриса.
Пагубная привычка
Между тем время шло, а режиссера, способного предложить Извицкой достойную
роль, так и не находилось. Григорий Чухрай вспоминал: «Многие крупные, да и молодые
режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических
побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных
возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие
актеры поистине уникального таланта у нас снимались редко, тогда как на Западе
большой успех в фильме открывает дорогу актеру ко многим фильмам».
Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Главные роли сменились
ролями второго плана, а те в свою очередь и вовсе третьестепенными. Слава, едва
начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этому Извицкой было труднее всего.
В такой момент для человека очень важно иметь верного друга, на которого можно
было бы положиться. Однако такого рядом с ней не оказалось. Муж, Эдуард Бредун,
будучи актером среднего уровня, видимо, завидовал успеху жены. Говорили, он сильно
обижался, когда на студии ему вслед бросали: «Это Эдик, муж Изольды Извицкой».
Единственное, что он смог сделать – так это научил жену заглушать обиды водкой.
Так постепенно оба стали спиваться.
А. Бернштейн рассказывал: «Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил
молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя
в пьянстве. <…> Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным:
уже скоро она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить
в небытие. Актеры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты
гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: «Мне
плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». – «А ты опохмелись, легче будет».
Бывало, во время отездов мужа на съемки или гастроли актриса забывала о водке,
но неожиданно приезжал Бредун с неизменной бутылкой, затем появлялись «друзья»…
А потом она начала пить сама…»
Как это ни кощунственно звучит, но в поведении Бредуна ясно угадывалось желание
опустить жену ниже себя. Трагизм ситуации усугубляло то, что актриса не могла
иметь детей.
Кино в 60-е годы
В 1963 году режиссер Сергей Колосов приступил к съемкам одного из первых в
стране многосерийных телефильмов «Вызываем огонь на себя», рассказывающем о борьбе
советских разведчиков и польских патриотов в 1941 году на оккупированной гитлеровцами
белорусской земле. В главной роли Ани Морозовой снималась жена режиссера Людмила
Касаткина. А ее напарницу разведчицу Пашу должна была сыграть Людмила Извицкая.
По словам Колосова: «Порой на съемках Изольда была недостаточно собранна, плохо
выглядела, чувствовалось, что она ведет безалаберную семейную жизнь с Бредуном,
который был мне антипатичен».
Однако, даже несмотря на свою болезнь, Извицкая справилась со своей ролью блестяще.
Почти полтора года, пока велись съемки, она старалась держать себя в форме, выкладываясь
на съемочной площадке до конца. Многим, знавшим ее, тогда показалось, что актриса
поверила в себя и впервые за многие годы сможет изменить собственную судьбу. Однако
чуда не произошло.
Киноактриса Татьяна Гаврилова позднее рассказывала: «В 1968 году я, моя приятельница,
известная актриса Людмила Марченко, и ее муж, театральный администратор Виталий
Войтенко, пришли в гости к Изольде. Мы были потрясены, увидев, что она сильно
избита. Она показала нам множество ссадин на руках и теле, синие подтеки под глазами,
но не сказала, кто это сделал…»
Видя, как человек погибает буквально на глазах, некоторые коллеги Извицкой
пытались хоть как-то облегчить ее участь. Так, в 1969 году они уговорили режиссера
Самсона Самсонова занять ее в съемках своего фильма «Каждый вечер после одиннадцати»
(главные роли в нем исполняли Михаил Ножкин и Маргарита Володина). Однако роль
Извицкой в этом фильме была такой маленькой, да еще бессловесной, что ее присутствия
там никто из зрителей не заметил. Но не это было главное. Съемки происходили в
Сочи, и это обстоятельство для Извицкой многого стоило: ведь в Москве ее постоянно
спаивали многочисленные друзья-алкоголики.
Между тем тот фильм стал последним, 23-м по счету, в послужном списке актрисы.
Большая часть из этих картин – 17, выпала на десятилетие 1954-1964.
Последние дни
Вернувшись в Москву, Изольда Извицкая некоторое время жила благополучно, но
потом ее вновь поглотил омут пьянства. В январе 1971 года от нее ушел муж Эдуард
Бредун. Собрав вещи, он переселился к подруге жены, не оставив Изольде ни копейки.
Этот уход окончательно добил несчастную женщину: ее рассудок помутился. Она закрылась
в своей квартире и неделями не показывалась на улице, питаясь одними сухарями.
В Театре-студии киноактера ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по
пьесе Гусева. Это предложение ободрило ее, Извицкая принялась целыми днями учить
дома свою роль. И вдруг – в конце февраля 1971 года актриса пропала. Диспетчер
театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечает, позвонила Бредуну.
Тот в свою очередь вызвал милицию. Взломали дверь…
Изольда Извицкая лежала на полу как-то боком, в стеганном французском халатике,
головой - на кухне, худеньким телом – в комнате. Видимо, актриса шла на кухню,
но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала так больше недели.
Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической
селедочнице…
О том, что умерла некогда известная актриса, в те дни сообщила лишь газета
«Советская культура». По настоянию Бредуна, смерть объяснили «отравлением организма
неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы». Русская служба Би-би-си
трактовала смерть более смело: «Умерла от голода и холода…»
Использованные материалы:
Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М. «Эксмо», 2004 г. Изольда Извицкая. Стр.
302-309);
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000")
|