.:: ИСТОРИИ ::.
Юматов Владимир - На моих глазах Серебряков играючи отхватил полмиллиона!
Деньги на свадебное платье от Зайцева для будущей жены актер зарабатывал матрешками
Появление в очередном сериале Владимира ЮМАТОВА можно расценивать как знак качества этого проекта. Актер театра «У Никитских ворот» поздно начал сниматься, но к своим годам (ему 61) накопил в творческом багаже солидную фильмографию: «Адъютанты любви», «Тяжелый песок», «Исаев», «Группа счастья», «Товарищи полицейские», «Черные волки»… В «Ликвидации» он не только сыграл роль следователя Семчука, но и начитал закадровый текст. Сейчас по Первому каналу показывают многосерийную ленту «Побег-2», где Юматов предстал в образе начальника тюрьмы. На подходе большой проект «Однажды в Ростове». Там Юматов на пару с Сергеем ЖИГУНОВЫМ сыграл одну из главных ролей.
- Владимир, вы родственник знаменитого артиста Георгия Юматова?
- Нет, однофамилец.
- В начале трудового пути вы работали совсем не в актерском цехе…
- Не у одного меня такая судьба. Смоктуновский, Лавров, Бурков, Саввина - все без актерского образования. Диплом - формальность. Когда происходит творческий прорыв, «корочка» уже ничего не значит. Правда, некоторые проблемы из-за ее отсутствия возникают. К примеру, сейчас Марк Розовский представил меня на звание народного артиста, и у чиновников сразу возникли вопросы.
Голубая каемочка Виктюка
- После окончания философского факультета МГУ я работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС, отвечал за культмассовую работу. Сначала был младшим научным сотрудником, дорос до старшего, защитил кандидатскую диссертацию. Затем перешел в Гостелерадио, где занимал пост заместителя, а потом и главного редактора отдела писем. Там были такие интриги, что любой театр отдыхает: редакция тонула в анонимках и скандалах.
- Как в вашу жизнь вошло творчество?
- Сначала играл в студенческом театре МГУ, которым в то время руководил Роман Виктюк. С ним проработал семь лет. Причем нынешней эстетикой Романа Григорьевича «на блюдечке с голубой каемочкой» и не пахло, у нас все было традиционно. Меня окружали потрясающие артисты: Валентина Талызина, Ефим Шифрин, Эммануил Виторган. Зрители ломились на наши спектакли через окна туалетов. Потом Виктюка изгнали, и мы все ушли следом. Получается, тогда я вел двойную жизнь. Не понимаю, как меня не заложили. Утром работал в Академии ЦК, где, кстати, защищался на одной кафедре с Геннадием Зюгановым и пил коньяк с Сережей Ястржембским, а вечером играл в антисоветском спектакле «Уроки музыки» по пьесе Петрушевской. А потом Марк Розовский организовал театр-студию «У Никитских ворот». Он хорошо меня знал и сразу к себе пригласил. В отличие от Виктюка, Розовский бросает актера, как котенка, в пьесу и только на прогоне все корректирует. Поначалу этот метод самостоятельных работ мне не нравился, у Романа же был тотальный контроль. Позже я понял, что у Марка есть свои преимущества, позволяющие актеру существовать разнообразно.
- Почему вы - человек, который тогда прилично зарабатывал, решили уйти в театр на мизерную зарплату?
- В самом деле, я тогда получал порядка 500 рублей и, конечно, не хотел ничего менять. Но Розовский переубедил меня очень быстро: «Неужели ты действительно хочешь каждый день ходить на работу к 10 часам?» Меня тут же стал точить червь сомнения: два года думал и все-таки в 1989-м стал штатным сотрудником театра. Впрочем, на материальный достаток не жаловался. В театре регулярно устраивали чес: колесили с гастролями по городам.
- Недавно режиссер вашего театра и постановщик сериала «Обручальное кольцо» Георгий Товстоногов-младший трагически погиб. Ходили слухи, что он покончил жизнь самоубийством.
- Совместных работ с ним у меня не было. Но в нашем театре считают, что смерть Товстоногова случайна. Видимых поводов для суицида у него не было. Есть версия, что Георгий сорвался с балкона, когда его срочно вызвали на репетицию. Вроде бы у него не было ключа от квартиры, он хотел перебраться к соседям и сорвался.
- Почему в театре «У Никитских ворот» нет звезд?
- В свое время у нас играли Катя Гусева, Антон Макарский, Игорь Старыгин, Владимир Долинский, но все ушли. Я теперь тоже перешел на договор, чтобы иметь возможность много сниматься. Увы, почти все театральные режиссеры в этом смысле тираны. Я с Марком Розовским часто ругался из-за отлучек на кинопроекты: жуткие скандалы закатывали, ломали табуретки. Но Марк твердо стоит на позиции, что хороший актер - это нищий актер.
- А сам Марк Григорьевич - далеко не бедный человек?
- Да уж. Когда я ушел на договор, мы с Марком опять подружились - все-таки нас связывают 30 лет общения. Я без его театра не могу, да и сам Розовский понимает, что много потеряет, если я уйду. В этом плане мне нравится позиция Марка Захарова, который точно подметил, что его злит, когда актер снимается. Но он прекрасно понимает, что, когда люди приходят в зал и вдруг видят лицо с экрана, они не замечают многое из того, что не успел доделать постановщик.
Не понравился Жигунову
- Вы не раз снимались у Сергея Урсуляка. Почему его «Ликвидацию» все хвалили, а «Исаева», наоборот, ругали?
- В «Исаеве» нет интриги в сюжете. Если Лиознова свои «Семнадцать мгновений весны» построила вокруг Штирлица, то Урсуляк - вокруг истории. Страхов и Тихонов - тоже разные величины. Урсуляк - хороший режиссер. При мне на съемках «Ликвидации» на него наехали продюсеры. Дескать, тот снимает медленно, не соблюдает график. Сергей ответил, что быстрее работать не готов и, если кого-то это не устраивает, он может хоть сейчас покинуть проект. Как вы понимаете, Урсуляка оставили.
- Довольны работой в сериале «Однажды в Ростове»?
- Продюсер Сергей Жигунов меня долго не утверждал: не нравился я ему почему-то. А ведь мой персонаж по сюжету - главный партнер героя Сергея. Но режиссер Константин Худяков за меня несколько месяцев боролся, вызывал на мучительные пробы и, наконец, отстоял. В первый съемочный день я очень волновался: был наслышан, какой сложный характер у Жигунова как у продюсера. Но как партнер он оказался контактным и доброжелательным. В результате мы стали если не друзьями, то хорошими приятелями.
- Чем запомнились съемки в «Товарищах полицейских»?
- Центральные роли там играли не очень узнаваемые артисты, а в эпизоды, напротив, пригласили звезд. Так вот в одном из них снимался Алексей Серебряков. Закончилась смена, к нему подбежала ассистентка по актерам и попросила: «Алексей, извините ради бога, мы не успеваем все закончить, не могли бы вы задержаться минут на 30?» Серебряков любезно согласился, заверив, что никаких проблем нет. В итоге его смена затянулась на час сорок больше положенного. А на следующий день на площадке всем устраивал разнос продюсер: «Вы с ума сошли! У Серебрякова в договоре написано, что за первый час переработки ему должны выплатить 50 процентов гонорара, за второй час - сто процентов». Таким образом, к его ставке в 200 тысяч рублей приплюсовалось еще 300 за ожидание. Вот так Алексей за съемочный день играючи заработал полмиллиона целковых!
- То-то все удивляются, каким образом он сумел перевезти всю семью в Канаду и жить там припеваючи, иногда выбираясь на съемки в Россию.
Супчики и консервы
- Ваша супруга - актриса?
- Ирина - психолог, на десять лет меня моложе. Познакомились еще во времена работы в Академии общественных наук. Там же, только раньше, я встретил и свою первую жену - Надежду. А потом, увлекшись Ирой, ушел из академии, понимая, что кому-то из нас троих нужно навсегда покинуть эти стены. После развода оставил первой супруге квартиру. А моя новая возлюбленная, Ирина, тоже развелась и тоже оставила все первому мужу - доктору наук. 26 мая 1989 года сыграли свадьбу, причем платье для Иры купили у Вячеслава Зайцева.
- Откуда деньги на такую роскошь?
- В те времена за границей появился огромный интерес к русскому театру, и мы стали выезжать на гастроли. Тащили с собой матрешек, командирские часы, военную форму - все это моментально улетало. В поездке получали маленькие гонорары, жили впроголодь, брали с собой сухари, кипятильники, колбасу, супчики, консервы.
А оттуда привозили технику, получали ее на таможне в Бутово, сдавали в комиссионки, где она вмиг раскупалась. На это и жили. Детей в первых браках ни у меня, ни у Иры не было. А сейчас у нас двое изумительных сыновей. Старшему, Сергею, - 20 лет, учится в Институте иностранных языков на переводчика с итальянского. Младшему, школьнику Алексею, - 15.
- Вы бы хотели, чтобы сыновья, как вы, стали актерами?
- Хотел бы. Но, увы, у них желания заниматься актерством нет. У меня есть связи, я мог бы помочь, чтобы к ним заинтересованно отнеслись. На парней не действуют даже мои уговоры. «Смотрите, - говорю, - каждое утро я не ухожу на работу, меня показывают на экране, зрители дарят цветы, кричат «браво», приглашают на различные посиделки». Но сыновьям этого не надо. Вся надежда на будущих внуков. У Сергея уже появилась девушка, но жениться ему, конечно, рано.
Источник - Экспресс газета
Биография