Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: ИСТОРИИ ::. Золотухин и Высоцкий из интервью Валерия Золотухина - Когда-то в фильме Эльдара Рязанова, посвященном его памяти, вы рассказывали об одной размолвке... Догадываетесь, о чем я? - Да, конечно... Только я бы сказал, что речь шла не о размолвке (в силу наших совершенно разных характеров и примерно одинакового положения в театре ее просто не могло быть), а о вещах куда более сложных. Дело было так. Володя по семейным обстоятельствам часто отлучался из Москвы в разные страны. Тем самым он ставил производство - то есть, театр - в определенную от себя зависимость. Мы собирались с "Гамлетом" на фестиваль, и Любимов для подстраховки приказом своим назначил на роль Гамлета меня. К слову сказать, он продублировал не только главного исполнителя, но и весь первый состав. Но с Гамлетом, конечно, случай был особый. Зная актерскую психологию, Любимов все очень точно рассчитал: если у Высоцкого появится дублер, Володя, естественно, захочет играть только сам. - То есть, на роль вы были назначены волевым решением режиссера? - Я в театре вообще никогда ни одной роли не попросил. Любимов, распределяя состав в "Годунове", все выуживал у меня признание: кого я хочу играть. Я неизменно отвечал: "Вывесите приказ распределения, я прочту - и начну работать". - Почему нельзя было высказать свои пожелания? - Вот и Любимов спрашивал. Да просто потому, что я - трус: захочу сыграть роль, а сам ее не вытяну. Это же позор, после такого из профессии нужно уходить. У Володи был другой характер. Он ходил за Любимовым по пятам: "Дайте мне Гамлета!- - Но наступил момент, когда приказом назначили вас... - ...Репетировать мы начали в то время, когда Володи в стране не было. Все шло нормально, Любимов был доволен моей работой. Тут приехал Высоцкий и, узнав, что я репетирую его роль, заявил: "Валерий, если ты сыграешь Гамлета, в день твоей премьеры я уйду. В самый плохой театр". - И вы отказались от роли? - Нет. Хорошо зная Володю, его угрозу, продиктованную уязвленным самолюбием, я всерьез не принял. Гамлета же мне не пришлось сыграть по чисто техническим причинам: Любимов вынужден был бы полностью перекроить под меня готовый спектакль, построенный на индивидуальности Высоцкого. Вот, пожалуй, и вся история. Как видите, она не стоит выеденного яйца. - В телефильме у Рязанова, помнится, это прозвучало по-другому... - В том-то и дело... Я Эльдару простодушно поведал о том, что меня тогда печалило. Получился мой монолог довольно грустным: в театре были тяжелые времена. Наши ребята ушли в "Современник", мы разошлись с Веней и Леней Филатовым... А Рязанов мой монолог разрезал на части и вставил туда комментарии Эдуарда Володарского, который тоже о замысле Эльдара не подозревал. И вот говорю я про "Гамлета", потом сразу же Володарский рассказывает, что Володя ему жаловался на завистников и недоброжелателей. И вновь я с этим "Гамлетом", а после - Рязанов вставляет реплику Веньки Смехова: "Один актер доставил Володе очень неприятные минуты тем, что согласился репетировать его роль". - Выходит, Рязанов вас оклеветал? - Да нет, это не клевета, а просто ловко смонтированная версия. Все, вроде бы, говорят правду, но акценты расставляются по желанию режиссера. - Но ведь Высоцкого обидело то, что вы в принципе допустили возможность играть вместо него. Если не ошибаюсь, вы сами об этом говорили. - Все правильно. Володя сказал: "Если бы Любимов предложил мне играть твоего Кузькина из "Живого", я бы не согласился. Для меня в жизни самое главное - товарищи". - Считаете, что он был не прав? - Писатель Щеглов так прокомментировал эту историю: "Один стоит в позе: "Не играй Гамлета, иначе уйду в плохой театр". Другой мучительно ищет ответ на вечный вопрос - играть ему или не играть. Ну, вы, блин, докатились. Тебе, Золотухин, надо было ему сказать: "Вези, б..., ящик "Мартеля" из Парижа - тогда откажусь от роли", - вот мужская постановка вопроса!" Поймите, Полина: Гамлет - не Кузькин, не Лопахин и даже не Карамазов. Эта роль - вершина актерского ремесла, и просто так от нее не отказываются. Я сейчас, между прочим, жалею, что Гамлета не сыграл. Хоть знал бы, за что страдаю. - А страдаете? - После рязановского фильма меня поклонники Володи подвергли настоящему остракизму. Письма жуткие получал, по ночам постоянно по телефону угрожали... - Понимаю: что актеру действительно тяжело преодолеть подобный соблазн. Но Юрий-то Петрович как мог подобную замену допустить? - Так надо же знать Любимова! В мае восьмидесятого "Таганка" была на гастролях во Вроцлаве. Наш Гамлет-Высоцкий в это время лежал в парижском госпитале. Сижу я во вроцлавской гостинице - звонит Любимов: "Срочно приезжай ко мне в отель". Приезжаю. "Валерий, ты текст Гамлета помнишь?" А с тех репетиций прошло лет пять... "Значит, так, - продолжает Юрий Петрович, - сегодня-завтра репетируем, послезавтра ты играешь". Вы-то хоть понимаете, о какой роли идет речь? - Догадываюсь. - ...Я отвечаю: "Юрий Петрович, это - самоубийство. Текст-то я, может быть, и вспомню, но разве дело в нем? Мы ведь с вами - не в Рязани. Это там я - "хозяин тайги", национальный герой, а в Польше про это никто не знает. Здесь ждут именно Володю". Короче, играть я категорически отказался, чем вполне удовлетворил Любимова, вздохнувшего, как мне показалось, с облегчением. Но это еще не все. Юрий Петрович решил предложить роль Гамлета Ольбрыхскому: "Играл же Даниель эту роль, так пусть и с нами играет, хоть - по-польски". Такой эксперимент был теоретически возможен, но ведь мы привезли спектакль на фестиваль, стало быть, - участвовали в конкурсе... - Кто же, в конце концов, сыграл датского принца? - Во Вроцлаве спектакли были заменены на "Доброго человека из Сезуана",
а в Варшаву Володю врачи отпустили. И он играл "Гамлета" просто потрясающе! Источник - "Ты, Моцарт, - Бог?.." Биография Валерия Золотухина
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|